Новости
ПОЕЗДКИ БЕЗ МАШИНИСТА
Как сообщил на Научно-техническом совете председатель правления – генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров, дефицит квалифицированных кадров и увеличение интенсивности движения создают все условия для развития беспилотного движения. Поэтому руководство компании уделяет вопросу автоматизации особое внимание.
«В компании ни на минуту не прекращались работы в этой сфере, – отметил Олег Белозёров. – Мы провели испытания и создали основу для автономного управления подвижным составом, для внедрения искусственного интеллекта, квантовых коммуникаций, правового регулирования. Всё это трансформирует железнодорожную отрасль. Что ещё особенно важно – речь о российских технологиях».
В 2015 году на станции Лужская стартовал проект по работе маневровых локомотивов без участия машиниста. В 2019 году начались испытания первого пассажирского электропоезда ЭС2Г-113, оснащённого системой «УА3». В сентябре 2020 года началась разработка комплексного инвестиционного проекта «Внедрение системы управления движением электропоездов ЭС2Г «Ласточка» на Московском центральном кольце в автоматическом режиме». Его целью было достижение трёхминутного интервала в движении между беспилотными поездами. Фактически требовалось выполнить целый комплекс сложнейших технических задач, включающих разработку инновационных направлений. Это интеллектуальное техническое зрение, сложные нейронные сети, современные технологии связи, позиционирование подвижного состава с точностью до 25 см, создание цифровых моделей и двойников, новые подходы к обеспечению информационной безопасности.
С 2020 по 2023 год специалисты холдинга сосредоточились на создании инновационных технологий и систем, отметил начальник Департамента технической политики Владимир Андреев.
«По плану научно-технического развития были проведены 32 работы, которые состояли из 227 этапов. Это 72% от общего объёма, – рассказал он. – Оставшиеся работы планируется завершить в 2024–2025 годах. В рамках проекта будет создано 18 программно-аппаратных комплексов, из которых 11 бортовых систем для подвижного состава и семь инфраструктурных, не имеющих аналогов в мире. Среди основных направлений – компьютерное зрение, разработка системы автоматического распознавания объектов в видеопотоке, систем дистанционного управления и обеспечения информационной безопасности. Важное направление – создание широкополосной связи на основе стандарта LTE».
Уже достигнуты значительные успехи. Так, ОАО «РЖД» получило технологию по контролю и дистанционному управлению несколькими поездами с одного пульта машиниста-оператора. Разработан и принят в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс системы автоматического обнаружения девиантного поведения для обеспечения транспортной безопасности в пассажирских вагонах, на платформах и вокзалах. Это крайне актуально в настоящее время.
Установка системы технического зрения требует необходимости проверки его работоспособности. Поэтому в депо Подмосковная, где проводится техническое обслуживание электропоездов, также впервые в мире введена в эксплуатацию система автоматической калибровки камер и других сенсоров. Благодаря экспериментам удалось увеличить дальность обнаружения препятствий до 750 м, что гораздо дальше, чем способен видеть машинист.
Уже просчитаны определённые эффекты при внедрении новой технологии беспилотного движения на МЦК. Если сейчас на кольце работают 525 сотрудников Дирекции скоростного сообщения (261 машинист и 264 помощника), то после начала автоматического движения их останется 234. Появятся и новые профессии: машинист-оператор и специалист по обслуживанию и ремонту сложных технических систем. Это распространённый тренд в РЖД в целом, например аналогичная ситуация наблюдается при создании цифровых станций.
Сам проект развития беспилотного движения на МЦК продолжит тиражироваться на сеть, в первую очередь на пригородное направление.
К 4 августа планируется запустить на кольце движение с третьим уровнем автоматизации, в 2024–2025 годах – модернизировать существующие электропоезда для движения в одно лицо, чтобы достичь трёхминутного интервала. В 2026–2027 годах предполагается применять эту технологию на сети в пригородном движении на приоритетных направлениях, адаптировав её под новые серии подвижного состава.
Что же касается выхода на УА4, где не предполагается наличия машиниста вообще, то в 2025 году стоит задача перейти на полностью импортонезависимую компонентную базу оборудования и утвердить окончательную редакцию Единого технологического процесса. Отечественный подвижной состав по этой технологии будет сертифицирован в 2026 году, а в 2027–2028 годах начнётся создание инфраструктуры под этот тип движения.
На Научно-техническом совете ОАО «РЖД» была поставлена задача рассмотреть возможности применения варианта беспилотного движения на будущей линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Оптимальным вариантом является строительство уже подготовленной под технологии УА4 железнодорожной инфраструктуры, поэтому такую задачу нужно формировать ещё перед этапом проектирования.
Материал взят с ресурса www.gudok.ru