+7 (495) 505-53-15
info@zvk-m.ru

Новости

06.06.2017

Строительство ВСМ продвинулось вперёд


Завершение работ по проектированию ВСМ Москва – Казань и получение новых данных по ценам основных материалов увеличили стоимость проекта. Теперь для сохранения первоначальных финансовых параметров возврата инвестиций потребуется скорректировать финансовую модель проекта. Чтобы выйти на окупаемость, придётся снизить стоимость привлечённых средств и увеличить сроки кредитования. Об этом сейчас ведутся переговоры с китайскими инвесторами.

В 2017 году должно быть закончено полное проектирование трассы ВСМ Москва – Казань с государственной экспертизой всей документации и проведением по ней технико-экономического аудита.

На сегодняшний день консорциум компаний в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd. практически завершил полевые работы, и идёт процесс подготовки и последовательной сдачи документов в контролирующие инстанции. При этом проект участка Москва – Нижний Новгород готов полностью. По нему проведён технико-экономической аудит, и он сейчас находится на рассмотрении в Главгосэкспертизе России.

Выполнение основного объёма проектных работ заставило на новом уровне вернуться к переговорам по финансовой модели проекта. Стоимость ВСМ выросла с триллиона рублей до 1,23 трлн руб. Ранее ОАО «РЖД» неоднократно указывало, что первоначальная сумма является ориентировочной. Теперь же в процессе проектирования более точно определены все технические решения, трассировка и учтён рост цен за последние три года на строительные материалы.

Ранее китайская компания предлагала внести 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы проекта ( Москва – Нижний Новгород), миллиард долларов – второй фазы (Нижний Новгород – Казань) и предоставить долговое финансирование на 400 млрд руб. под 4% годовых на 20 лет. При этом она просила государственные гарантии. Однако, как сообщил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, сейчас компания ведёт переговоры об увеличении финансирования и снижении процентной ставки


Параллельно идут переговоры с «Немецкой инициативой», которая включает 11 компаний во главе с концерном Siemens. Речь идёт о предоставлении кредита в размере 3,5 млрд евро и поставке европейского подвижного состава. Но, как говорит Александр Мишарин, там гораздо худшие условия по локализации. В то же время в июне 2016 года Группа «Синара» и китайский холдинг CRRC (Changchun Railway Vehicles) подписали соглашение о разработке нового поезда для ВСМ Москва – Казань с высоким уровнем локализации.

Для создания устойчивой модели проекта ОАО «РЖД» ориентируется на минимальные показатели, пока не рассматривая возможность движения грузовых поездов, хотя оно там будет. При этом несколько раз просчитанный прогноз пассажиропотока даёт устойчивый результат в районе 15–16 млн пассажиров в год. Пока нет ответа на вопрос, во сколько обойдётся организация грузового движения на ВСМ, но это будет дополнительным финансовым потоком, который улучшит экономику проекта.

Для ОАО «РЖД» сейчас наиболее актуальным является строительство и запуск первого тестового полигона станция Железнодорожная – Владимир длиной 172 км. Документация по нему полностью готова, прошла все необходимые экспертизы. На этом головном участке предполагается обкатать все отечественные наработки, которые будут использоваться при строительстве, и сертифицировать их.

«Сейчас создаются новые технические средства, для которых необходима своя нормативная база. Не может быть сертификации без опытной эксплуатации, – говорит главный инженер проекта по ВСМ ОАО «Мосгипротранс» Михаил Приезжев. – Все новые материалы и системы сделаны под высокие скорости, но пока мы используем для этого специальные технические условия (СТУ). В дальнейшем испытанная продукция может использоваться на других участках ВСМ».

Российская сторона нашла возможность использовать для строительства преимущественно отечественные разработки, несмотря на то что китайские специалисты настаивали на своей продукции. В частности, будут применяться российские рельсы, скрепления, стрелки, контактный провод, свои системы телемеханики, контроля, интервального регулирования. Китайцы предоставят свои технологии и технику для строительства и обслуживания безбалластного пути, квалифицированных рабочих, комплектующие для подвижного состава, который будет производиться на заводе Группы «Синара».

Власти Белоруссии также готовятся к тому, чтобы с помощью китайских компаний построить свой участок ВСМ до границы с ЕС, объединив его с российским. В целом ВСМ Москва – Казань задумывается как часть железнодорожного коридора Пекин – Москва – Европа, по которому в том числе будут провозить и грузы. В Казахстане также ждут решения Москвы о начале строительства своего участка ВСМ. Сейчас идёт расчёт параметров, необходимых для создания специального поезда. За базовую модель берётся высокоскоростной состав из 16 вагонов, способный двигаться со скоростью 250 км/ч. Его полезная нагрузка – до 600 тонн – существенно превышает аналогичный показатель для грузовой авиации. Тем не менее, окончательное решение по возможности включения в модель проекта перевозок грузов по ВСМ Москва – Казань, по словам президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, будет принято в ноябре этого года.

Автор: Сергей Плетнев

Материал взят с ресурса www.gudok.ru

Возврат к списку